//Редирект на новый сайт // Собор иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" г. Сосновый Бор - Таинства

 

  • Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они "многих больных мазали маслом, и исцеляли" (Мк. 6, 13).

    Указание на это Таинство мы находим в Послании апостола Иакова: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак.5, 14-15).

    Благодатные действия Таинства Елеосвящения

    Таинство Елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается семь священников, чем показывается, что забота о больных и сострадание есть дело всей Церкви. Число семь есть символический знак полноты Церкви, хотя по нужде может соборовать и один священник, совершающий Таинство силой всей Церкви, ибо вся власть Церкви содержится в одном священнике.

    О принимающем Елеосвящение сказано: и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Из этих слов ясно, что плодами этого Таинства являются — восстановление сил больного и отпущение грехов ему, т.к. большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи.

    Освященный елей сообщает больному силу бороться с болезнью, преодолевать телесные страдания и сохранять покой души. Вот почему с верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже когда состояние их безнадежно, чувствуют успокоение в душе и облегчение телесное.

    Благодать действует через освященный елей на болящее тело, но действие это не во всех одинаковое: в одном оно сопровождается совершенным избавлением от болезни, другому подается только временное облегчение от нее или даже только возбуждение сил к благодушному перенесению её.

    Существенное действие Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. За изнемогающего больного предстоит пред Господом собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны.

    Соборование не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет и не отменяет его. Удостоившемуся Елеосвящения отпускаются: грехи тайные, т.е. происшедшие в нем вследствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности (грехи неведения); те грехи, которые были причиной болезни, но болящий не знал об этом или не считал их грехами; такие грехи, которые по давности совершения, по забывчивости, или почитая маловажными человек не исповедал, хотя искренно раскаялся и осознал их виновность если бы вспомнил (грехи забвения); грехи, которые могли явиться в болящем после исповеди: в помыслах, чувствованиях, движениях, словах и тяготят душу; наконец, и исповеданные грехи, особенно тяжкие, беспокоящие совесть, колеблющие веру в их отпущении, ослабляющие надежду на милосердие Божие, приводящие в уныние.

    Все вышеозначенные грехи при покаянном состоянии души страждущего, благодатью Божией отпускаются ему через святое помазание с молитвами, и он получает окончательное их отпущение.

    Таким образом, Соборование может быть названо Таинством дополнительным, которым восполняется действие предшествующего Таинства Покаяния. Восполнение не по недостаточности самой исповеди для разрешения всех грехов, а по немощи человека воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности. И хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося.

    Последование Таинства Елеосвящения

    Чин елеосвящения, в православной Церкви, имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий
  •  
    силу таинства, и тропари, потом семь чтений из апостола, семь из Евангелий и семь молитв, заключающие в себе указания на великую важность елеосвящения. Сила таинства существенно выражается в молитве “Отче святый...”, которую произносит священник, когда крестообразно помазует болящему елеем лоб, ноздри, уста, грудь и руки с обеих сторон. В завершении Таинства на голову больного священник полагает раскрытое Святое Евангелие, и читает разрешительную молитву.

    Веществом Таинства служит освященное растительное масло, к которому, из подражания милосердному Самарянину, подливается немного красного вина (прообраз Крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей). Зерна пшеницы не составляют вещества Таинства, но они символически служат изображением зародыша новой жизни — выздоровления и жизни по смерти тела — воскресения. Удостоившиеся Соборования освященный елей в дальнейшем используют для помазания тела и принятия внутрь при недомоганиях.

    Кому и как часто можно собороваться?

    Положено преподавать Таинство Елеосвящения больным без различия степеней болезни. Но при одной и той же болезни это Таинство не повторяется, или совершается только через год. Перед совершением Соборования очищают свою душу исповедью, а затем приобщаются Св.Таин.

    Это Таинство ни в коем случае не является “последним напутствием” перед смертью неизлечимо больных; не верно думать, что, пособоровавшись, человек должен стать монахом (отказаться от супружеской жизни, не вкушать мясо и т.п.).

    Таинство Елеосвящения не совершается над некрещеными в православной вере; младенцами до 7 лет; больными, находящимися в беспамятстве; умершими.

    Таинство Венчания
    Брак есть установленное Богом Таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на сочетающихся браком обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности.
    Брак изначально был установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1, 28). В книге Бытия раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2, 24).

    В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (Еф.5;32). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его (Ин.2, 1-11). Насколько высок в очах Божиих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством.

    Таинство брака – это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Очень важно приступить к нему подготовленными, чистыми, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

    Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди — это не что иное, как профанация таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае быть не сможет.

    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА

    Самое первое условие совершения таинства: венчающиеся обязательно должны быть крещены в Православии и между ними не допускается родство, включая троюродное.

    Новобрачные должны быть зарегистрированы в отделе ЗАГС. Во время гражданской регистрации брака обручение кольцами рекомендуется опустить.

    Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

    Древняя благочестивая традиция запрещает браки между
  •  
    крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

    Кроме того, венчание не совершается:

    в течение всех четырех многодневных постов;
    во время Сырной седмицы перед Великим постом;
    на Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
    от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
    в течение всего года накануне среды и пятницы (как постных дней), и накануне воскресения (как дня, посвященного Богу);
    накануне великих церковных праздников;
    10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
    накануне престольных храмовых праздников.
    При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

    О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме и пройти собеседование со священником.

    Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься. Это необходимо для того, чтобы приступить к таинству Венчания с чистой совестью перед Богом. Невоцерковленным людям лучше это сделать заранее.

    В былые годы родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей на брак святыми иконами: жениха - иконой Христа Спасителя, невесту - иконой Богородицы.

    В день венчания нужно прийти в храм в назначенное время в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

    При совершении таинства желательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в православии; они будут держать венцы над головами новобрачных.

    Для венчания необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также белое полотно, которое кладется под ноги венчающихся.

    Невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было.

    Некоторые требования к внешнему виду невесты:

    макияж должен быть минимальным, практически незаметным, маникюр неброским, духи несильными (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;
    головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Следует иметь в виду, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей;
    женский брючный костюм недопустим;
    платье невесты не должно быть слишком откровенным (плечи, спина и грудь должны быть закрыты).

 

ТРАНСЛЯЦИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ